Что это были за годы, мы попытались очертить в начинаемом сегодня цикле материалов
об истории «Красного шахтера» - «Ленинского знамени» - «Поля зрения». Понятно, на всеобъемлющую полноту этот экскурс не претендует, но думаем, нашим читателям, как и нам, будет интересен. Предваряя его, хотелось бы сказать одно. Газета, несмотря ни на какие коллизии и перипетии, продолжает жить. И остается верной своему главному предназначению: сообщать людям обо всем, достойном упоминания. И делать это не справа, и не слева, и даже не из центра, и уж, конечно, не по чьей-то указке. А просто толково и объективно. Не скроем, это нелегко. Но тем крепче ощущение небесполезности нашего труда. И значит, этот юбилей - не последний.
Красный шахтер - такое имя получила наша газета при рождении, в 1920 году. Точная дата этого события неизвестна, приблизительно в конце апреля. Празднование всех юбилейных дат в истории газеты было приурочено к 5 мая - Дню советской печати. И хотя советская печать давно ушла в прошлое, а свой профессиональный праздник журналисты России отмечают теперь под Старый Новый год, именно 5 мая мы до сих пор, по традиции, считаем днем рождения своей газеты.
В 1920 году еще шла гражданская война, и «Красный шахтер», конечно же, создавался как орудие классовой борьбы, чтобы быть «колесиком и винтиком общепартийного дела». Любопытна с этой точки зрения заметка старого шахтера А.Боева, опубликованная в мае 1950 года в номере, целиком посвященном 30-летию газеты «Красный шахтер». Вот что он вспоминает:
«Это было в июне 1920 года. Недобитые белогвардейцы-врангелевцы пытались захватить Дон и часть нашего шахтерского горного района. Нам, небольшой группе шахтеров, было поручено проводить «непрошеных гостей», засевших со своими 500 саблями и 2 броневиками в хуторе Соколово-Кундрюченном. Но у нас было мало патронов. Противник численностью превышал нас в 10 раз. Бойцы приуныли, но вот кто-то из бойцов, достав из сумки номер «Красного шахтера», начал читать о смехотворных планах Врангеля захватить наш горный район. Рассказ «Красного шахтера» был настолько комичен, ясен и весел, что бойцы смеялись, свистали и подняли такой шум и гам, что враг, приняв это за начинающуюся с нашей стороны атаку, вылез из хутора, и тут подоспевшая Красная конница наголову разбила бандитов.
Так наша газеты еще в первые годы Советской власти помогала нам бить врага».
В том же юбилейном номере 103 (7749) газеты в подборке «Из истории «Красного шахтера» помещены воспоминания старейшего работника треста «Шахтантрацит» Шестопалова:
«В 1936 году я выехал на далекий Север. Тысячи километров отделяли меня тогда от города, но и в это время я не прерывал связи с «Красным шахтером». В каждый очередной рейс пароходы доставляли полярникам много писем и газет, и среди них для меня и других жителей г. Шахты привозили дорогие подарки - пачки «Красного шахтера». Не раз на его страницах печатались тогда мои очерки из жизни на далеком Севере... Через ледяные просторы газета связывала меня с родным городом, с далекими друзьями».
А вот что вспоминал Т.Панин, в то время начальник погрузки шахты им. Петровского:
«Наша воинская часть 29 апреля 1945 года ворвалась в Берлин. Квартал за кварталом мы стали продвигаться вперед. И вот здесь полевая почта вручает мне пакет. Когда я распечатал конверт, в нем оказалась газета «Красный шахтер». На первой странице было напечатано: «Дорогой тов. Панин, редакция газеты «Красный шахтер» поздравляет вас с днем 1 мая, желает вам скорей добить врага в его логове, быть живым и здоровым, вернуться скорее с победой домой». Трудно представить себе, сколько радости вызвало у меня это событие: родная газета «Красный шахтер» нашла меня в Берлине, поздравила с праздником и пожелала мне всего лучшего!».
Об истории «Красного шахтера» нам не очень много известно. Тут для нас основной ориентир - архивные изыскания и воспоминания Степана Ивановича Семенова - участника Великой Отечественной войны, профессионального газетчика, проработавшего в редакции нашей газеты с 1944 по 1990 год.
Создавался «Красный шахтер» как орган Александровск-Грушевского исполкома и комитета компартии большевиков Украины (наш город в то время считался украинским). Первые номера газеты выходили нерегулярно, разным форматом, печатались на серой и темно-синей толстой оберточной бумаге в 1-й советской типографии Александровска-Грушевского. После того, как город был переименован и в результате нового административного деления Восточный Донбасс сделался российской территорией, газета стала органом Шахтинского окружкома РКП, окрисполкома и окрсовпрофа. К 1925 году она выходила ежедневно на четырех страницах большого формата, печаталась в собственной типографии. Основные темы - восстановление угледобывающих предприятий, жизнь трудовых коллективов, становление нового быта и новой культуры и, конечно же, классовая борьба.
Известны имена некоторых редакторов: в 20-е годы это Кадыров, Платон Гайворонский; в 1941-м ответственным редактором был Константин Гапотченко, а его заместителем - Алексей Ионов, впоследствии ставший писателем, его имя носит одна из улиц города Шахты. Первым редактором «Красного шахтера» после освобождения города от немецкой оккупации стал М.Боев, его сменил на этом посту С.Бондаренко.
Продолжение истории на Шахты.ру.